Объектно-ориентированное проектирование программных средств

Объектно-ориентированное проектирование (ООП) предназначено организовывать программные системы с большими базами данных на основе описаний объектов реального мира, важных для пользователей. Этот подход существенно отличается от структурного проектирования, которое акцентировано на сложные функции и процессы обработки данных. Объекты реального мира, существующие внутри области действия ООП программных проектов, определяются в терминах целей, характеристик и ответственностей поведения соответствующих данных (атрибутов) и отношений с другими многочисленными объектами. Все функции при этом скрыты внутри деталей описаний объекта.

Объектно-ориентированное проектирование пред-ставляет собой стратегию, в рамках которой про-граммная система состоит из взаимодействующих объектов, имеющих собственное локальное состояние и способных выполнять определенный набор операций, определяемый состоянием объекта. Объекты скрывают информацию о представлении состояний и, следовательно, ограничивают к ним доступ. Под процессом ООП подразумевается проектирование классов объектов и взаимоотношений между этими классами. Объектно-ориентированные системы можно рассматривать как совокупность автономных и в определенной степени независимых объектов.

Изменение реализации какого-нибудь объекта или добавление новых функций не влияет на другие объекты системы.

Общий процесс объектно-ориентированного проектирования состоит из нескольких крупных этапов:

— определение рабочего окружения системы и разработка моделей ее использования;

— проектирование архитектуры программной системы;

— определение и идентификация основных объектов системы;

— разработка модели архитектуры комплекса программ;

— определение и документирование интерфейсов объектов.

Главное преимущество ООП программных средств состоит в том, что оно упрощает задачу внесения изменений в системную архитектуру, поскольку представление состояния объекта не оказывает на нее влияния. Изменение внутренних данных объекта не должно влиять на другие объекты системы. Более того, так как объекты слабо связаны между собой, обычно новые объекты просто вставляются без значительных воздействий на остальные компоненты системы.

Основные понятияООП включают:

— при объектно-ориентированном проектировании основные компоненты программной системы представляются как объекты со своими состояниями и операциями;

— объекты предоставляют сервисы (методы) другим объектам и создаются в реальном времени на основе определения класса объектов;

— объекты могут быть реализованы последователь-но и параллельно, параллельный объект может быть пассивным, у которого состояние изменяется только через его интерфейс, или активным, который может изменять свое состояние без вмешательства извне;



— в процессе объектно-ориентированного проектирования возможно создание ряда различных моделей, которые можно разделить на статические (модели классов, модели обобщения, модели агрегирования) и динамические (модели последовательностей, модели конечного автомата);

— важным преимуществом объектно-ориентированного проектирования является то, что он упрощает процесс модификации системы.

ООП — только часть объектно-ориентированного процесса разработки системы, где на протяжении всего процесса создания ПС используется объектно-ориентированный метод. Этот подход подразумевает выполнение трех этапов:

— объектно-ориентированный анализ — создание модели предметнойобласти приложения ПС, где объекты отражают реальные объекты - сущности, а также определяются операции, выполняемые объектами;

— объектно-ориентированное проектирование — разработка модели системы ПС и системной архитектуры с учетом системных требований, в которой определение всех объектов подчинено решению конкретной задачи;

— объектно-ориентированное программирование — реализация архитектуры (модели) системы с помощью объектно-ориентированного языка программирования (например, Java), непосредственно выполняющего отражение определенных объектов и предоставляющего средства для определения классов объектов.

При ООП основное внимание уделяется тому, что следует делать, каким образом добиться цели, а процесс ее достижения целиком зависит от этапа разработки.

В программных средствах при ООП рекомендуется выделять три уровня:

— уровень интерфейсов, который занимается всеми взаимодействиями с другими частями системы и предоставлением внешних интерфейсов системы;

— уровень сбора данных, управляющий сбором информации из внешней среды и обобщающий данные перед отправкой их в систему построения обобщенных результатов;

— уровень объектов, в котором представлены и описаны все объекты, используемые в процессе сбора исходных данных.


0005313057798203.html
0005327023417704.html
    PR.RU™